СОДЕРЖАНИЕ ТРОМБОЦИТАРНОГО ФАКТОРА РОСТА ВВ ПРИ МИЕЛОФИБРОЗЕ С МИЕЛОИДНОЙ МЕТАПЛАЗИЕЙ У ЛИЦ, ПОДВЕРГАВШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ
Абраменко И.В., Бебешко В.Г., Белинская И.В., Дягиль И.С., Кабаченко И.Н.
Иммуноферментным методом изучена концентрация тромбоцитарного фактора роста, его димерной изоформы ВВ (PDGF-ВВ), в сыворотке крови и костном мозге (КМ) при миелофиброзе с миелоидной метаплазией (МММ) у пациентов, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС (основная группа – I) и не подвергавшихся действию ионизирующего излучения (группа сравнения – II), а также у лиц без онкогематологических заболеваний и фиброза КМ какого-либо генеза, составивших III – контрольную группу. Проанализирована взаимосвязь состояния мегакариоцитарного ростка и концентрации PDGF-BВ в сыворотке крови и КМ с целью оценки вклада PDGF-BВ и ионизирующего излучения (ИИ) в патогенез и течение МММ. Выявлено статистически достоверное повышение концентрации PDGF-BВ в образцах КМ больных МММ I и II групп по сравнению с таковой в III контрольной группе. Найдена корреляционная зависимость между содержанием PDGF-ВВ и числом мегакариоцитов у больных МММ вне стадии бластного криза. Более высокие концентрации PDGF-ВВ в КМ у пациентов с МММ I группы, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС, по сравнению с таковой у пациентов II группы, ассоциированы с увеличением количества молодых форм клеток в мегакариоцитограмме, выраженной пролиферацией гемопоэтических клеток-предшественников в КМ.
ВВЕДЕНИЕ
Миелофиброз с миелоидной метаплазией(МММ) возникает в результате злокачественной трансформации стволовой гемопоэтической клетки. Однако многие ключевые симптомы при данном заболевании связаны с пролиферацией неопухолевой популяции стромальных клеток костного мозга (КМ), в первую очередь, фибробластов. Предположения об участии в развитии фиброза мегакариоцитов первоначально основывалось на данных гистоморфологического исследования КМ. Накопление волокнистых структур наиболее интенсивно происходит в участках скопления мегакариоцитов. В дальнейшем было установлено, что фибросклеротические процессы в КМ обусловлены выделением из мегакариоцитов комплекса ростовых факторов, включая тромбоцитарный фактор роста ВВ (PDGFВВ) [1, 2, 3].
Известно, что PDGF — один из наиболее функционально активных и распространенных пептидных митогенов для клеток соединительной ткани. Лигандиндуцированная димеризация рецепторов PDGFбета активирует внутриклеточные сигнальные пути, стимулирующие переход неделящихся клеток из фазы G0 в фазу G1 [4, 5], потенцируя клеточное де
ление, проявляя антиапоптическое действие. Следует учесть, что связывание димерных изоформ PDGF происходит избирательно: рецептор PDGFбета взаимодействует с высокой степенью афинности только с PDGFBВ, тогда как PDGFальфа связывает все изоформы PDGF [4, 7].
В настоящее время установлено, что в КМ ростовой фактор PDGFBВ синтезируется не только мегакариоцитами [6, 19], но и незрелыми гемопоэтическими клетками [8, 9], фибробластами [10], а также другими, подвергшимися стимуляции, клетками крови и сосудистой стенки, такими как макрофаги [11], эндотелиальные и гладкомышечные клетки сосудов [12, 13]. Рецепторы PDGFбета имеются как в фибробластах [14], так и в мегакариоцитах [15, 16], макро
фагах [17], гладкомышечных [14] и эндотелиальных клетках сосудов КМ [18, 19], в нормальных клетках миелоидной и лимфоидной (Тлимфоциты) линий, а также в клетках этих линий при лейкозном процессе или вирусном инфицировании [20, 21, 22]. Таким образом, нельзя исключить возможность аутокринной стимуляции роста клеток, коэкспрессирующих ростовой фактор PDGFBВ и PDGFбета рецепторы [20, 23]. Обращает на себя внимание, что пролиферирующие клетки КМ при МММ характеризуются коэкспрессией PDGFBВ и бетарецепторов. Данные этих наблюдений согласуются с результатами исследований S.Y. Yoon и соавторов [9] и .. o и соавтров [24], изучавших с помощью иммуногистохимического метода распределение PDGFВВ и его рецепторов в клетках КМ у пациентов с МММ и негематологических больных. Авторами было установлено, что незрелые гемопоэтические предшественники в контроле и при МММ экспрессируют исключительно PDGFВВ димер, а также имеют PDGFбета рецепторы.
В данной работе мы исследовали состояние кле
ток мегакариоцитарного ростка кроветворения и определяли концентрацию PDGFВВ в сыворотке крови и КМ у пациентов с МММ, подвергавшихся и не подвергавшихся воздействию ионизирующего излучения (ИИ) в результате аварии на ЧАЭС. Принимали во внимание, что ИИ является одним из непосредственных индукторов ростстимулирующих эффектов в фибробластах [1, 25], а также тот факт, что влияние ИИ на систему кроветворения в диапазоне доз, характерных для аварии на ЧАЭС, в период послерадиационной регенерации КМ, проявляется активацией темпа деления стволовых кроветворных клеток, сокращением транзитного времени созревания клеточных элементов, выходом в циркуляцию незрелых клетокпредшественников и функционально неполноценных клеток разной степени зрелости [26]. Учитывали также, что при МММ выявлено увеличение количества циркулирующих стволовых клеток в периферической крови [27].
До настоящего времени, судя по данным доступ
ной литературы, определение и сравнение концентрации PDGFВВ в сыворотке крови и КМ у пациентов с МММ, подвергавшихся и не подвергавшихся действию ИИ, не проводили.
ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Иccледована концентрация PDGFВВ в сыворотке крови и КМ у 23 пациентов с МММ, составивших I и II группы и у 7 лиц (III группа) без признаков онкогематологических заболеваний. I основная группа была представлена 13 пациентами с МММ, принимавшими участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1986–1987 годах и проживающими на контролируемых территориях. По данным маршрутных листов и проведенным расчетам [28, 29], дозовые нагрузки у пациентов I группы колебались в пределах 0,01–0,25 Зв. Во II группу вошли 10 больных с МММ без наличия в анамнезе воздействия ИИ.
Для определения концентрации PDGFВВ ис
пользовали набор реагентов «Qantikine, Hman PDGFBB Immnoassay» («R & D Systems Inc.», USA). Приготовление образцов сыворотки крови и КМ, определение концентрации фактора PDGFВВ проводили методом ELISA, применяющимся для количественного определения концентрации человеческого PDGFBB в супернатанте клеточной культуры, сыворотке и плазме крови [30, 31]. Все исследования повторяли трижды. Результаты исследования анализировали с учетом клиникогематологических, цитологических данных, анализа мегакариоцитограммы аспирата КМ и гистоморфометрических исследований трепанобиоптатов КМ [32, 33, 34].
Полученные данные были обработаны с помощью общепринятых методов вариационной статистики [35], c использованием пакета программ
«icrosoft Excel 2000», достоверность различий оценивали Ттестом, применяли методику корреляционного анализа для малых выборок [36].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Концентрация ростового фактора PDGFВВ в исследуемых образцах сыворотки кровии КМлицконтрольной III группы (без гематологических заболеваний и признаков фиброза КМ) варьировала в значительной степени: от 63,09 до 398,00 пг/мл в образцах КМ и от 97,72 до 331,13 пг/мл в сыворотке крови. В группе больных с МММ верхний предел колебаний был значительно выше: 141,2–3623,4 пг/мл в сыворотке КМ и 61,7–1144,3 пг/мл в сыворотке крови. Концентрация PDGFВВ в образцах КМ при МММ была достоверно выше таковой в контрольной группе (p < 0,05) (таблица).
Таблица Концентрация PDGF-ВВ в образцах крови и КМ больных миело-
фиброзом с миелоидной метаплазией
Группа обследованных | Концентрация PDGF-ВВ (пг/мл) | |
КМ (M ± m) | периферической крови (M ± m) | |
Все больные, n = 23 | 699,29 ± 189,55* | 377,74 ± 79,18 |
I, n = 13 | 797,35 ± 196,48* | 443,90 ± 81,88 |
II, n = 10 | 535,42 ± 89,09** | 292,69 ± 148,96 |
III (контроль), n = 7 | 215,47 ± 35,63 | 267,78 ± 74,93 |
Примечание: по сравнению с контрольной группой *p < 0,05; **p < 0,01. Концентрация PDGFВВ в сыворотке крови лиц контрольной группы была равной или не превышала соответствующий показатель в КМ более чем на 20%. У больных МММ, напротив, концентрация фактора в образцах КМ была в среднем на 50% выше
по сравнению с таковой в крови (см. таблицу).
Выявлены некоторые особенности, позволяющие судить о факторах, обусловливающих концентрацию PDGFВВ в КМ. Учитывая, что основным источником PDGFВВ являются мегакариоциты, логичным было предположить наличие зависимости концентрации фактора от содержания мегакариоцитов в КМ, которое мы оценивали по значению мегакариоцитарного коэффициента (МКЦК). Для вычисления МКЦК использовали результаты ранее проведенной диагностической гистоморфометрии препаратов трепанобиоптатов КМиз заднего гребешка подвздошнойкости [34]. Прямая корреляционная связь между МКЦК и содержанием PDGFВВ в образцах КМ четко прослеживалась в начальной (r = 0,8309; p < 0,01) и развернутой (r = 0,8009, p < 0,01) стадиях МММ; в терминальной стадии, в фазе бластного криза, прямая корреляция сопоставляемых показателей отсутствовала (r = –0,402). Концентрация ростового фактора в фазе бластного криза значительно возрастала (рисунок), что, вероятно, обусловлено способностью секретировать его миелоидных клетокпредшественников и других клеток КМ, коэкспрессирующих PDGFBВ и PDGFбетарецепторы. Зависимость между количеством МГКЦ на единицу площади гемопоэтической ткани в трепанобиоптатах КМ и содержанием фактора в периферической крови не выявлено ни в контроле, ни при МММ. В тоже время концентрация PDGFВВ в сыворотке крови коррелировала как в контрольной группе, так и при МММ с тромбоцитозом (r = 0,7994, p < 0,01), что подтверждает преимущественно тромбоцитарное происхождении данного фактора в сыворотке крови.
Рисунок. Концентрация PDGFВВ в образцах КМ при различных стадиях заболевания
Полученные предварительные данные позволяют предположить наличие ряда факторов, которые определяют концентрацию PDGFВВ в исследуемом образце: тромбоциты периферической крови, мегакариоциты КМ (обусловливающие повышенное содержание PDGFВВ в КМ у больных МММ), а также миелоидные клеткипредшественники, роль которых возрастает при бластной трансформации МММ.
По результатам наших исследований, концентрация PDGFВВв КМупациентов I группывначальной и развернутой стадиях МММ (1113,51 + 390,01 пг/мл) по сравнению с таковой у пациентов II группы (238,47 + 69,64 пг/мл), не подвергавшихся действию ИИ, была достоверно выше (p < 0,05) (см. рисунок), что позволяет предполагать наличие дополнительных факторов, инициированных ИИ, в реализации механизмов развития данного заболевания. К числу таких факторов можно отнести особенности регенерации КМ у лиц, подвергавшихся действию ИИ в результате аварии на ЧАЭС [26], возможность секреции PDGFВВ гемопоэтическими клетками предшественниками [9].
При изучении мегакариоцитограмм у больных I группы выявлено преобладание по сравнению со II группой малых и гипоглобулярных форм мегакариоцитов, включая прои мегакариобласты [33]. Содержание мегакариобластов и промегакариоцитов в парциальной мегакариоцитограмме достоверно корреллировало с уровнем PDGFВВ (r = 0,62; p < 0,01). Примечательно, что, по данным ряда авторов [6, 37], согласно проведенному ими цитоморфометрическому анализу, преимущественно клетки подобного типа являются секретирующей PDGFBB популяцией. В некоторой степени этим может определяться установленная нами повышенная концентрация PDGFBB в КМ у лиц с МММ, подвергавшихся действию ИИ.
Нами были изучены мегакариоцитограммы пациентов I, II и III групп в мазках КМ, окрашенных по Паппенгейму. Данный метод позволяет оценить степень дифференцировки и зрелости как ядра, так и цитоплазмы. У пациентов с МММ в мегакариоцитограммах была выделена популяция клеток с асинхронизмом созревания ядра и цитоплазмы. Количество подобных клеток у пациентов с МММ достоверно превышало таковое у здоровых лиц (21,0 ± 3,0 и 1,0 ± 0,4% соответственно p < 0,05).
ВЫВОДЫ
В КМ больных МММ I и II групп достоверно повышена концентрация PDGFВВ по сравнении с таковой у лиц III группы, а также отмечена тенденция к повышению PDGFВВ в сыворотке крови.
Выявлена корреляционная зависимость между содержанием PDGFВВ в образцах КМ и числом мегакариоцитов у больных с МММ I и II групп вне стадии бластного криза; при развитии последнего, преимущественным источником секреции PDGF ВВ, вероятно, становятся гемопоэтические клетки предшественники.
Более высокое содержание PDGFВВупациентов I группы, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС, в начальной и развернутой стадиях МММ по сравнению с таковым у пациентов II группы, ассоциировано с особенностями костномозгового кроветворения у пациентов I группы: увеличением количества гемопоэтических клетокпредшественников, а также незрелых клеток мегакариоцитарного ряда, в наибольшей степени секретирующих PDGFВВ.
Результаты проведенных исследований свидетельствуют об участии PDGFВВ в развитии миелофиброза и миелопролиферативного процесса при МММ. Они также отражают опосредованно влияние ионизирующего излучения на течение данного заболевания.
ЛИТЕРАТУРА
Колосков АВ. Мегакариоциты и фиброз костного мозга. Гематол трансфузиол 1997; 42 (1): 29–31.
Castro-Malaspina H, Rabellino EM, Yen A, et al. Hman megakaryocyte stimlation of proliferation of bone marrow fibrosis. Blood 1981; 57: 781–7.
Reilly JT. ytogenetic and moleclar genetic aspects of idiopatic myelofibrosis. Acta Haematol 2002; 108 (3): 113–9.
Heldin C.-H, Westermark B. Plateletderived growt factor: mecanism of action and possible in vivo fnction. ell Regl 1990; 1: 555–66.
Ostman A, Andersson M. Identification of a cell retention signal in te Bcain of platelet derived growt factor and in te long splice version of te Acain. ell Regl 1991; 2: 503–12.
Wickenhauser C, Hillienhof A, Jungheim K, et al. Detection and qantification of transforming growt factor beta (TGFbeta) and plateletderived growt factor (PDGF) release by normal
man megakaryocytes. Lekemia 1995; 9 (2): 310–5.
Claesson-Welsh I, et al. cDNA cloning and expression of te man Atype plateletderived grows factor (PDGF) receptor establises strctral similarity to te Btype PDGF receptor. Proc Natl Acad Sci USA 1989; 86: 4917–21.
Miyazono K, Takaku F. Plateletderived growt factors. Blood Rev1989; 3 (4): 269–76.
Yoon SY, Tefferi A, Li CY. elllar distribtion of platelet derived growt factor, transforming growt factorbeta, basic fibroblast growt factor, and teir receptors in normal bone marrow. Acta Haematol. 2000; 104 (4): 151–7.
Paulsson Y, Hammacher A, Heldin C-H, Westermark B.
Possible positive atocrine feedback in te prereplicative pase of
man fibroblasts. Natre 1987; 328: 715–7.
Shimokado K, Raines EW, Madtes DK, et al. A significant part of macropagederived growt factor consists of at least two forms of PDGF. ell 1985; 43: 277–86.
Nilsson J, Sjolund M, Palmberg L, et al. Arterial smoot mscle cells in primary cltre prodce a plateletderived growt factorlike protein. Proc Natl Acad Sci USA 1985; 82: 4418–22.
Dicorleto PE, Bowen-Pope DF. ltred endotelial cells prodce a plateletderived growt factorlike protein. Proc Natl Acad Sci USA 1983; 80: 1919–23.
Heldin C-H, Westermark B. ecanism of action and in vivo role of plateletderived growt factor. Pysiol Rev 1999; 79: 1283–316.
Daynes RA, Dowell T, Araneo BA. Plateletderived growt factor is a potent biologic response modifier of T cells. Exp ed 1991; 174: 1323–33.
De Parseval N, Fichelson S, Mayeux P, et al. Expression of fnctional plateletderived growt factor receptors on
ematopoietic cell lines. ytokine 1993; 5: 8–15.
Inaba T, Shimano H, Gotoda T, et al. Expression of platelet derived growt factor . receptor on man monocytederived macropages and effects of plateletderived growt factor BB dimer on te celllar fnction. Biol em 1993; 268: 24353–60.
Bar RS, Boes M, Booth BA, et al. Te effects of platelet derived growt factor in cltred microvessel endotelial cell. En docrinology 1989; 124: 1841–8.
Smits A, Hermanson M, Nister M, et al. Rat brain capillary endotelial cells express fnctional PDGF Btype receptors. Growt Factors 1989; 2: 1–8.
Yoon SY, Tefferi A, Li CY. elllar distribtion of platelet derived growt factor, transforming growt factorbeta, basic fibroblast growt factor, and teir receptors in normal bone marrow. Acta Haematol 2000; 104 (4): 151–7.
Pantazis P, Goustin AS, Nixon J. Plateletderived growt factor and its receptor in blood cell differentiation and neoplasia. Er Haematol 1990; 45 (3): 127–38.
Шитикова АС. Тромбоцитарный гемостаз. СПб: Издательство СПб ГМУ, 2000. 227с.
Bonner JC. Reglation of PDGF and its receptors in fibrotic diseases. ytokine Growt Factor Rev 2004; 15 (4): 255–73.
Chou JM, Li CY, Tefferi A. Bone marrow immno
istocemical stdies of angiogenic cytokines and teir receptors in myelofibrosis wit myeloid metaplasia. Lekemia Res 2003; 27 (6): 499–504.
Зуброва СГ, Быкова ТВ, Зарицкий АЮ и др. Влияние ионизирующей радиации на функциональную активность макрофагов. Вопр онкологии. 1996; 45 (6): 645–9.
Білько НМ. Кровотворні клітинипопередники при радіаційному опроміненні. [Автореф дис … дра мед наук]. Київ: ІЕПОР ім. Р.Є. Кавецького НАН України, Український науководослідний інститут онкології і радіології МОЗ України.Київ. 1998. 31 с.
Chervenick PA. Increase in irclating Stem ells in Patients wit yelofibrosis. Blood 1973; 41 (1): 67–71.
Likhtarev IA, Kovgan LN, Jacob P, Anspaugh LR.
ernobyl accident: retrospective and prospective estimates of external dose of te poplation of Ukraine. Healt Pys 2002; 82: 290–303.
Чумак ВВ, Баханова ЕВ, Мусияченко НВ и др. Дозиметрия ликвидаторов через 14 лет после Чернобыльской аварии: проблемы и достижения. Межд Журн Радиац Медицины 2000; 1: 26–45.
Raines EW. Plateletderived growt factor. Sporn B, Roberts AB. Eds. Peptide Growt Factors and teir Receptors I. 1991: 173–242.
Eming SA, Martin L, Yarmush, et al. Reglation of te Spatial Organization of esencymal onnective Tisse: Effects of ellAssociated verss Released Isoforms of PlateletDerived Growt Factor Am Patol 1999; 154: 281–9.
Byelinska IV, Kabachenko IN, Dyagil IS. egakaryocytes morpology in idiopatic (primary) myelofibrosis. Rep Pract On col Radioter 2004; 9: 223–8.
Kabachenko IN, Byelinska VI, Klymenko SV, et al.
egakaryocytopoiesis in cleanp workers of te ernobyl accident wit myelofibrosis wit myeloid metaplasia. Annals of Oncology. Volme 15. Abstract Book of te 29t ESO ongres, Vienna, Astria, 2004; 3 (Sppl.): 164.
Кабаченко ИН, Бебешко ВГ, Грабовой АН и др. Особенности структурной организации костного мозга при различных стадиях миелофиброза с миелоидной метаплазией. Вісник морфології 2005; 2: 164–8.
Сергиенко ВИ, Бондарева ИБ. Математическая статистика в клинических исследованиях. Москва: ГЭОТАРМЕД, 2001. 256 с.
Каминский ЛС. Обработка клинических и лабораторных данных. Медгиз: Ленинградское отделение, 1959. 196 с.
Kimura A, Katoh O, Hyodo H, et al. Platelet derived growt factor expression, myelofibrosis and cronic myelogenos leke mia. Lek Lympoma. 1995 l; 18 (3–4):237–42.
No comments » Add comment