МЕТАСТАТИЧЕСКОЕ ПОРАЖЕНИЕ ЯИЧНИКОВ ПРИ РАКЕ ШЕЙКИ МАТКИ
На основании результатов исследований частоты возникновения метастазов операбельного рака шейки матки (РШМ) в яичниках, а также собственных данных показана возможность проведения операций по поводу РШМ c сохранением яичников. Частота метастазирования не превышает в среднем 0,5% при гистологическом типе — плоскоклеточный рак.
ВВЕДЕНИЕ
Рак шейки матки (РШМ) является важной проблемой в онкогинекологии: в настоящее время занимает по заболеваемости 2е место в мире среди всех злокачественных новообразований органов женской половой сферы [1] и 5е место среди онкологических заболеваний; 2е место по смертности от рака женщин в возрасте до 45 лет. РШМ составляет 6,8% от всех злокачественных опухолей у женщин, при этом заболеваемость в мире варьирует от 10 до 80 случаев на 100 000 женского населения [2]. По данным канцерреестра Украины в 2005 г. заболеваемость РШМ составила 19,3 (грубый показатель); 13,8 (мировой стандарт); 18,0 (украинский
стандарт 2000 г.) на 100 000 женского населения,
показатель смертности соответственно — 9,2; 5,7 и 8,0 на 100 000 женского населения [3]. По данным ВОЗ, ежегодно в мире РШМ диагностируются более чем у 500 000 женщин, при этом 270 000 больных умирают в течение года в связи с поздней диагностикой заболевания [2]. Необходимо учитывать, что в молодом возрасте имеет место более агрессивное течение данного заболевания. По данным канцерреестра Украины за 2007 г., содержащем данные о 4901 больной, доля пациенток в возрасте до 29 лет составила 12,5% [3]. По данным отчета FIGO за 2006 г., содержащем данные о 15 081 больной, этот
показатель составил 3% [4].
Хирургическое лечение является основным на ранних стадиях заболевания (IA–IB), в то время как лучевая и химиолучевая терапия, сама по себе или в сочетании с оперативным вмешательством, широко используется при лечении местнораспространенного РШМ (IB2–IVA) [5, 6]. В европейских странах, а также в Японии радикальная гистеректомия считается основным вариантом лечения больных РШМ IB–IIA стадий [7].
В настоящее время генеральной концепцией клинической онкологии является органосохраняющее лечение опухолей. При инвазивном РШМ научно обоснована и внедрена методика транспозиции яичников (Я), позволяющая сохранить овариальную функцию при дальнейшем проведении адъювантной лучевой терапии, и соответственно повысить качество жизни пациенток репродуктивного возраста [8, 18]. Транспозиция Я стала приме
няться после того, как были опубликованы данные 9летнего ретроспективного исследования о возможности и целесообразности проведения такого вида операции [9, 22]. Ввиду вышеизложенного, актуальным является изучение частоты метастатического поражения Я при РШМ.
Многие авторы предложили выделить факторы риска возникновения метастазов РШМ в Я с целью облегчения принятия решения — сохранять Я во время операции или нет [10–15]. Однако число проведенных исследований, объем популяции больных были слишком малы, чтобы выявить частоту и закономерность возникновения таких метастазов, а также их клиникопатологические особенности. По данным [15] у 1 из 525 (0,19%) больных
плоскоклеточным РШМ и у 2 из 36 (5,5%) больных с аденокарциномой были выявлены метастазы в Я. В другом исследовании метастазы в Я были выявлены у 9 из 82 (11%) больных с аденокарцино
мой (1 из 40 со стадией IB, 1 из 5 со стадией IIA, 7 из 37 со стадией IIB) [12]. Обзор опубликованных результатов ряда исследований показал, что средняя частота возникновения метастазов РШМ в Я составила < 0,5% при плоскоклеточной форме рака и 1,4% при аденокарциноме [16]. Одно из наиболее обширных исследований [17] включало данные о 990 больных РШМ стадии IB. Метастазы в Я были выявлены у 4 из 770 (0,5%) больных плоскоклеточным РШМ и у 2 из 121 (1,7%) больных с аденокарциномой. Несмотря на принципиальную однотипность данных, вопрос, отличается ли частота возникновения метастазов в Я при аденокарциноме от таковой при плоскоклеточном РШМ, оставался открытым.
Был проведен сравнительный анализ данных больных с плоскоклеточным РШМ (1064 больных) и с аденокарциномой (240 больных) с целью выявления клиникопатологических особенностей метастазирования в зависимости от гистологического типа опухоли, в результате которого авторы пришли к выводу, что частота метастатического поражения Я выше при аденокарциноме шейки матки — 15 (6,3%) по сравнению с плоскоклеточным РШМ — 14 (1,3%). В данном исследовании также было показано, что поражение Я при аденокарциноме зависело от объема опухоли, в то время как при плоскоклеточном РШМ — от стадии заболевания [10].
По данным проспективного исследования [18] метастатическое поражение Я было выявлено у 2 из 485 (0,4%) больных плоскоклеточным РШМ и у 12 из 146 (8,2%) — несквамозным РШМ, на основании чего был сделан вывод, что сохранение Я должно проводиться преимущественно у больных с плоскоклеточным гистологическим типом опухоли.
В результате исследования, целью которого было выявить и обсудить факторы риска возникновения метастатического поражения транспозиционированных Я, выявили, что метастатическое поражение Я было у 2 из 107 (1,9%) больных РШМ. У данных пациенток имела место IB стадия заболевания, плоскоклеточный гистологический тип опухоли, вовлечение лимфоваскулярного пространства или инфильтрация парацервикальной клетчатки. Авторы пришли к выводу, что операция транспозиции Я не должна проводиться больным при наличии объемной опухоли и вовлечения лимфоваскулярного пространства [19].
По данным [20] из 64 больных с метастатическим поражением Я у 9 (14%) больных первично имел место РШМ: у 8 из них (88,9%) — аденокарцинома. Частота поражения Я при аденокарциноме и плоскоклеточном раке составила 5,6 против 0,1% соответственно (р < 0,01).
Было проведено крупное многоцентровое ретроспективное исследование. В него были включены данные 3471 больной РШМ стадией IB–IIB (FIGO), которым была произведена радикальная расширенная гистеректомия с придатками (III тип) в 6 институтах (Hyogo Medical Center for Adults, Aichi Cancer Center Hospital, Jichi Medical School, National Defense Medical College, Saga University Hospital, Tottori University Hospital) с 1981 по 2000 г. У 52 (1,5%) больных были выявлены метастазы в Я. По результатам исследования метастазы в Я чаще отмечали у больных с аденокарциномой, чем с плоскоклеточным раком (5,3 против 0,79%, p < 0,01). 5летняя выживаемость больных с аденокарциномой составила 18,0; плоскоклеточным раком — 43,5%, но различие не было статистически значимым. 5летняя выживаемость больных составила при стадии IB — 46,6; IIA — 37,5; IIB — 18,0%.
Прогноз заболевания не был значимо зависим от стадии заболевания у больных РШМ с метастазами в Я [7].
По данным [21] микроскопически метастатическое поражение Я было выявлено у 16 из 1695 больных РШМ, что составило 0,9%. Из них у 10 больных (63%) была стадия IB2–IIA; у 9 (56%) — несквамозный гистологический тип опухоли; у 13 (81%) выявлено вовлечение лимфоваскулярного пространства; у 11 (69%) — поражение лимфатических узлов. Уровень метастатического поражения Я был различным в зависимости от гистологического типа
опухоли, стадии заболевания (FIGO), наличия вовлечения лимфоваскулярного пространства и лимфатических узлов. Среди 1284 больных плоскоклеточным РШМ, метастатическое поражение Я имело место у 7 (0,5%) больных по сравнению с 9 из 380 (2,4%) больных с аденокарциномой.
Данные о частоте возникновения метастазов в Я при РШМ в зависимости от гистологического типа опухоли представлены в таблице.
Определить во время операции, имеются ли метастазы в Я, зачастую бывает очень трудно. По данным литературы было предложено выделить факторы риска, включающие наличие метастатически пораженных лимфатических узлов, глубокую стромальную и эндометриальную инвазию, размер первичной опухоли [10–13, 16, 22]. По данным [7] частота наличия таких факторов риска колеблется от 55 до 80%, вместе с тем у 2 больных, у которых не были поражены лимфатические узлы, не было ни стромальной, ни эндометриальной инвазии и объемной опухоли, были выявлены метастазы в Я.
В этом же аналитическом сообщении приведены данные других авторов, что зачастую не удается выявить фактор, указывающий на наличие риска метастазов в Я, вовлечение которых не коррелирует с наличием пораженных лимфатических узлов или параметральной инвазией.
Пути распространения опухолевых клеток при РШМ, вследствие которых возникают метастазы в Я, до конца не ясны. Предполагают, что возможными являются лимфатический путь диссеминации и транстубарная имплантация [14]. С другой стороны, по данным [11] метастазы в Я могут возникать вследствие гематогенного пути распространения РШМ.
Нами проанализированы данные о 200 больных операбельным РШМ T1B2AN01M0 стадий, находившихся на лечении в клинике института с 1994 по 2007 г. Всем больным было проведено комбинированное или комплексное лечение, включающее хирургический этап (экстирпация матки с придатками, экстирпация матки с придатками и отрезком влагалища либо операция Вертгейма), объем которого зависит от стадии процесса, лучевая (преди/или послеоперационная) и химиотерапия при наличии неблагоприятных факторов прогноза заболевания. Возраст пациенток от 24 до 78 лет, средний возраст составил 45,9 ± 11,2, медиана возраста — 46,0 года. Пациентки молодого возраста (до 30 лет) составили 10,4%. При гистологическом исследовании выявлено: плоскоклеточный рак — у 165 (82,5%) больных, аденокарцинома — у 35 (17,5%).
Метастаз РШМ в Я был выявлен у 1 (0,5%) больной при гистологическом исследовании. У данной больной имел место плоскоклеточный неороговевающий рак культи шейки матки стадии Т1AN1. Больная была в менопаузе, ее возраст
3 7 5
на момент лечения — 68 лет. Объем проведенного оперативного лечения — экстирпация культи шейки матки с придатками и отрезком влагалища с последующим проведением адъювантного курса дистанционной лучевой терапии. Больная жила более 5 лет без признаков рецидива заболевания.
Таблица Частота возникновения метастазов в яичнике при РШМ
в зависимости от гистологического типа опухоли по данным разных авторов
Публикация | Частота метастазов, % | ||
Аденокарцинома | Плоскоклеточ- ный рак | ||
Landoni F. et al. [21] | 2,4 | 0,5 | |
Nakanishi T. et al. [10] | 6,3 | 1,3 | |
Natsume N. et al. [12] | 11,0 | 0,0 | |
Singleton H.M. et al. [16] | 1,4 | 0,5 | |
Shimada M. et al. [7] | 5,31 | 0,79 | |
Sutton G. et al. [17] | 1,7 | 0,5 | |
Toki N. et al. [15] | 5,5 | 0,2 | |
Yada-Hashimoto N. et al. [20] | 5,6 | 0,1 | |
Yamamoto R. et al. [18] | 8,2 | 0,4 | |
Собственные данные | 0,0 | 0,5 |
Полученные нами данные принципиально совпадают с данными литературы: частота возникновения метастазов операбельного РШМ в Я не превышает в среднем 0,5% (при гистологическом типе — плоскоклеточный рак).
Данные литературы и результаты собственного исследования позволяют сделать вывод, что низкий уровень частоты метастазирования в Я операбельного РШМ обусловливает возможность и целесообразность проведения органосохраняющих операций при данной патологии у женщин репродуктивного возраста. Учитывая редкость выявляемости такого распространения процесса при РШМ, представляет интерес каждое сообщение о метастатическом поражении Я у пациенток данной категории.
ЛИТЕРАТУРА
Сухіна ОМ, Міхановський ОА, Сухін ВС, Кругова ІМ. Порівняльний аналіз ефективності різних схем комбінованого лікування хворих на рак шийки матки. Променева діагностика, променева терапія 2006 (2): 71–4.
Григорьева ИН, Кедрова АГ, Глазкова ОА и др. Противовирусное лечение в комплексной терапии эпителиальных дисплазий и преинвазивного рака шейки матки. Опухоли женской репродуктивной системы. 2007. 54 с.
Рак в Україні, 2005–2006. Бюл національного канцерреєстру України. Київ, 2007; (7): 41, 88.
FIGO 26th annual report on the results of treatment in gynecological cancer. 2006.
Тюляндин СА, Марьина ЛА. Химиолучевая терапия местнораспространенного рака шейки матки. Материалы VII Рос онкол конф Москва, 200. — Москва: Издательская группа РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН, 2003: 111–5.
Саргсян СА, Кузнецов ВВ, Шабанов МА и др. Аденокарцинома шейки матки. Вестник РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН 2006; 17 (3).
Shimada M, Kigawa J, Nishimura R, et al. Ovarian metastasis in carcinoma of the uterine cervix. Gynecol Oncology 2006; 101: 234–7.
Чиссов ВИ. Хирургические технологии органосохраняющего лечения в онкологии. Материалы IV съезда онкологов и радиологов СНГ, Баку, Азербайджан, 2006: 25–9.
McCall ML, Keaty EC, Thompson JD. Conservation of ovarian tissue. The treatment of the carcinoma of the cervix with radical surgery. Am J Obstet Gynecol 1985; 75: 590–605.
Nakanishi T, Wakai K, Ishikawa H, et al. Acomparison of ovar ian metastasis between squamous cell carcinoma and adenocarcinoma of the uterine cervix. Gynecol Oncol 2001; 82: 504–9.
Tabata N, Ichinoue K, Sakuragi N, et al. Incidence of ovarian metastasis in patients with cancer of the uterine cervix. Gynecol Oncol 1986; 28: 255–61.
Natsume N, Aoki Y, Kase H, et al. Ovarian metastasis in stage Ib and II cervical adenocarcinoma. Gynecol Oncol 1999; 74: 255–8.
Sakuragi N, Takeda N, Hareyama H, et al. A multivariate analysis of blood vessel and lymph vessel invasion as predictors of ovarian and lymph node metastases in patients with cervical carcinoma. Cancer 2000; 88: 2578–83.
Wu HS, Yen MS, Lai CR, Ng HT. Ovarian metastasis from cervical carcinoma. Int J Gynecol Obstet 1997; 57: 173–8.
Toki N, Tsukamoto N, Kaku T, et al. Microscopic ovarian metastasis of the uterine cervical cancer. Gynecol Oncol 1991; 41: 46–51.
Singleton HM, Orr JW. Primary surgical treatment of invasive cancer. In: Cancer of the Cervix / HM Singleton, JW Orr, ed / United States’ JB Lippincott Company, 1995. 174 p.
Sutton GP, Bundy BN, Delgado G, et al. Ovarian metastases in stage IB carcinoma of the cervix: a Gynecologic Oncology Group study. Am J Obstet Gynecol 1992; 166: 50–3.
Yamamoto R, Okamoto K, Yukiharu T, et al. A study of risk factors for ovarian metastases in stage Ib–IIIb cervical carcinoma and analysis of ovarian function after a transposition. Gynecol Oncol 2001; 82 (2): 312–6.
Morice P, Haie-Meder C, Pautier P, et al. Ovarian metastasis on transposed ovary in patients treated for squamous cell carcinoma of the uterine cervix: report of two cases and surgical implications. Gynecol Oncol 2001; 83 (3): 605–7.
Yada-Hashimoto N, Yamamoto T, Kamiura S, et al. Metastatic ovarian tumors: a review of 64 cases. Gynecol Oncol 2003; 89 (2): 314–7.
Landoni F, Zanagnolo V, Lovato-Diaz L, et al. Ovarian metastases in earlystage cervical cancer (IA2–IIA): a multicenter retrospective study of 1695 patients (a Cooperative Task Force study). Int J Gynecol Cancer 2007; 17: 623–8.
Windbichler GH, Muller-Holzner E, Nicolussi-Leck G, et al. Ovarian preservation in the surgical treatment of cervical carcinoma. Am J Obstet Gynecol 1999; 180: 963–9.
No comments » Add comment